Попасть в Бутан и не пропасть

16.11.2017

Попасть в Бутан и не пропасть

Кто из нас не продолжает до сих пор поиск земного рая? Мне кажется, такое место есть. Рекомендую — внимательно присмотритесь к Бутану, тем более что теперь попасть туда можно не только по личному приглашению драконового короля (до 1974 года это была единственная возможность).

Небольшая сложность — перелет, который нужно бронировать заранее. Например, за полгода до поездки, как это делал мой туроператор. Однако накануне нам все равно изменили время вылета.

Попасть в Бутан и не пропасть

Страна запрещенного альпинизма

Приготовьтесь, аэропорт в Паро, расположенный на высоте около 2237 м, – один из самых опасных в мире. Самолет летит, лавируя среди гор, в узкой долине, окруженной великанами-пятитысячниками.

Эти территории считаются одними из самых труднопроходимых в мире. Высоты меняются от 160 м над уровнем моря до 7554 м (высочайший бутанский пик Кула-Кангри). Казалось бы, рай для альпинистов — 19 горных вершин выше 7000 м! Однако с 2003 года альпинизм в стране официально запрещен. Это Бутан, большинство гор считаются священными.

Японцы как-то, получив категоричный отказ на восхождение от властей Бутана, попытались схитрить. Им удалось обойти запреты и у чиновников соседнего Китая получить добро на восхождение. Когда в королевстве узнали об этом, дело чуть не дошло до международного конфликта.

Государство для своих

В аэропорту неприятный сюрприз ждал уже тех из нас, кто привез с собой сигареты. За каждую пачку пришлось заплатить 5 долларов налога. Дело в том, что с 2004 года в Бутане запрещены курение и продажа табака. Действительно, курящих я видела после только в клубе, да и то большинство были иностранцы.

Кстати, у иностранцев возможности попасть на работу в страну нет, зато есть надежда (эфемерная) стать гражданином Бутана. Надо всего-то выучить государственный язык дзонг-кэ, историю королевства и пройти ряд тестов и экзаменов. Поинтересовалась, скольким иностранцам это удалось. Мой гид ответил, что знает только одного швейцарца, который, впрочем, вдобавок то ли по любви, то ли для страховки женился на бутанке.

Купить участок земли в Бутане гражданам других государств также невозможно. Желающих много, а королевство маловато.

Попасть в Бутан и не пропасть

Кира, вонджу, тега…

Абсолютное большинство бутанцев в повседневной жизни ходят в национальной одежде. Особенно интересно наблюдать, как мужчины в гхо — халатах до колен, подвязанных поясом, с белыми «нарукавниками», в черных гольфах и современной обуви идут по улицам и разговаривают по мобильному телефону.

Уникальное зрелище — бутанские женщины, которые идут в монастыри по горной обрывистой дороге. Кира, одежда до самой земли, кажется, нисколько не сковывает их движений и не влияет на скорость. Сверху, на блузку вонджу, надет короткий жилет – тега. На фоне роскошных пейзажей все это смотрится потрясающе.

Земля концентрированного буддизма

Такое определение Бутану дал Е. Ковалевский, путешественник из Томска, который провел в Бутане более месяца, ночуя в домах у местных, передвигаясь, как и они, на общественном транспорте. Безусловно, из окон туристического автобуса невозможно увидеть все то, что удалось рассмотреть ему.

Самостоятельного туризма в стране пока нет, все желающие увидеть Бутан должны пользоваться услугами одной из 75 лицензированных компаний (Бутанская туристическая корпорация). Один день пребывания в стране на каждого путешественника стоит около 200 долларов. Это полный пакет, включающий проживание, питание, транспорт, экскурсионное обслуживание.

Попасть в Бутан и не пропасть

Сегодня буддизм Ваджраяна – государственная религия страны. Бутанцы исключительно религиозны. Мне удалось прикоснуться к этой исключительности, совершая подъем к одному из самых уникальных монастырей мира — Гнезду тигрицы (Таксанг-лакханг). Если смотреть на него из долины, то кажется, что дойти туда — невозможно. Монастырь будто прилепился к скале на высоте 3120 м над уровнем моря. Однако около 2-3 часов подъема (хоть и непростого) — и ты уже там. И прежним после посещения монастыря уже не будешь…

Согласно легенде, в него на тигрице перенесся Падма-самбхава, индийский учитель буддийской тантры 8-го века. В Тибете и Бутане он также известен как Гуру Ринпоче (Драгоценный Учитель). Еще его называли «лотосорожденный», потому что он, якобы, был найден 8-летним мальчиком в цветке лотоса бездетным царем Индрабодхи в Индии.

Уникальность этого места в том, что сохранилась пещера, в которой медитировал учитель. И один день в году вход в нее открывается для всех.

Монастырь был основан лишь в 1692 году. Страшный пожар уничтожил здание его в 1998-м, восстановили его в 2005-м.

Попасть в Бутан и не пропасть

Деревня Священного сумасброда

Есть еще один монастырь в Бутане, куда стремятся попасть местные, особенно бездетные. Это Чими-лакханг, деревня Сопсоха. Жил-был в 1455-1529 годах буддийский учитель Друкпа Кюнле (полное имя — Кунга Легпай Зангпо). Он же – «Священный Сумасброд драконовой линии», или «Сумасшедший 5000 женщин». Личностью он был исключительно незаурядной: имел критический ум, ненавидел ханжество и ложь в религии и жизни, высмеивал все это. Его методы обучения учеников были порой несовместимыми с общепринятой моралью. Использовал он и сексуальные моменты, особенно в отношении женщин.

Удивительно то, что он таки приводил их к просветлению — и заодно к парадоксальному пониманию буддизма. Согласно легендам, Друкпа Кюнле бил своим детородным органом демонов по голове (включая и собак, в которых вселились демоны). После этого они превращались в защитников людей. В том месте, где находится монастырь Чими-лакханг, Друкпа Кюнле, якобы, победил демоницу и заточил ее в скалу. Позже там появилась ступа, а в 1499 году — и сам монастырь.

Внутри него настоятель благословили меня, ударив деревянным фаллосом по голове. Не знаю, был ли то фаллос, привезенный Друкпа Кюнле из Тибета, но ощущения были приятные.

Ежегодно в монастыре проводится фестиваль, где бездетные женщины просят о потомстве. Результат – альбом с фотографиями малышей, родившихся после посещения их мамами монастыря.

Попасть в Бутан и не пропасть

В самой деревне все дома украшены изображениями фаллосов. Эту традицию привнес сам Священный Сумасброд. Он считал, что такие изображения отгоняют злых духов и отводят сглаз. В магазинчиках – огромный выбор продукции на эту тему и большое количество детородных органов разных размеров и цветов. Я не купила, а теперь жалею. Про Друкпу Кюнле до сих пор ходят анекдоты, он упоминается в фольклоре, да и говорят, перерождений у него было много. Кто знает?

Ольга Сергеева
Фото автора

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *