Как выглядит; черный ящик; в самолете? — черный ящик в самолете как выглядит

17.07.2020

Визуально, бортовой самописец представляет собой технологическое комплексное устройство оранжевого цвета, защищенное бронекорпусом и термоизоляционной оболочкой, осуществляющее объективный контроль и оценку ресурсов летательного аппарата, фиксирующее все полетные данные и действия экипажа.

Как выглядит «черный ящик» в самолете?

Это высокотехническое герметичное устройство записывающее всю информацию во время полёта,

способное выдерживать как очень высокую так и низкую температуры, так же остаётся герметичным на большой глубине.

Обычно очень яркого цвета, для скорейшего обнаружения в случае катастрофы.

черный ящик в самолете как выглядит

Сам термин «черный ящик» обозначает объект, содержание которого неизвестно.

Визуально, бортовой самописец представляет собой технологическое комплексное устройство оранжевого цвета, защищенное бронекорпусом и термоизоляционной оболочкой, осуществляющее объективный контроль и оценку ресурсов летательного аппарата, фиксирующее все полетные данные и действия экипажа.

Насколько я знаю, это такая небольшая коробочка круглого или квадратного вида, покрашенная в оранжевый цвет.

Он оранжевый — чтобы легче было найти.

Бортовой самописец, он же «Черный ящик» обычно не является черным по цвету. По виду она представляет овальную, шарообразную или же прямоугольную форму, по цвету бывают красные или оранжевые (во всех самолетах по разному). В результате разрушения самолета, оболочка черного ящика очень сильно деформируется, поэтому ее делают очень крепкой и защищенной от внешних воздействий.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1068214-kak-vygljadit-chernyj-jaschik-v-samolete.html

Черный ящик самолета: зачем нужен и какого цвета он на самом деле?

Российский пассажирский самолет Ан-148 рухнул в Подмосковье 11 февраля. Погибли все 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Спасатели сообщили, что обломки разбросало на 30 га, но оба черных ящика удалось найти относительно быстро. Ivbg.ru разобрался, что такое черный ящик, как он выглядит и для чего нужен

Что такое черный ящик?

Черным ящиком называют бортовой самописец в самолете. Он фиксирует показания приборов, переговоры пилотов и звуки в салоне. Данные черных ящиков используют для анализа действий экипажа, работоспособности авиатехники и расследований авиакатастроф.

Почему самописец называют черным ящиком?

черный ящик в самолете как выглядитМало кто знает, но так называемый черный ящик – оранжевый или красный. Самописец специально окрашивают яркими цветами, чтобы его было проще найти после крушения самолета. По этой же причине ящик делают не квадратной, а цилиндрической формы, чтобы минимизировать физические повреждения при контакте с твердой поверхностью.

Черный ящик получил свое названия благодаря создателям. В 1939 году два француза Юссено и Бодуэн представили первую модель самописца. Данные фиксировались с помощью тонкого луча света и обычной фотопленки. Конструкторы выкрашивали ящик в черный цвет, чтобы не засветить пленку. В середине прошлого века самописцы не были обязательным атрибутом авиалайнеров. В 1957 году на смену черной коробке пришел оранжевый цилиндр.

Сколько самописцев в самолете?

До 1957 года черные ящики записывали только показания приборов. Но после до сих пор неразгаданного крушения в 1953 году первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера «Комета 1», в котором погибли 35 человек, австралийский ученый Дэвид Уоррен пришел к мысли, что разговоры пилотов могли бы помочь расследованию. Спустя четыре года он представил миру свой самописец, способный фиксировать как параметры приборов, так и переговоры экипажа.

Сегодня существует два вида черный ящиков: эксплуатационный и аварийный. Первый передает показания в диспетчерскую на земле. Второй фиксирует всю информацию циклично – каждые два часа данные перезаписываются. Его устанавливают в хвостовую часть самолета, ибо по статистике хвост реже разрушается при падении. Для надежности в самолете может быть несколько самописцев.

Почему черный ящик не уничтожается при взрыве?

Цилиндрический корпус ящика изготавливают из титана или высокопрочной стали. Требования к техническим характеристикам самописца растут прямо пропорционально с техническим прогрессом. Кроме силы удара о землю, прибор должен выдержать 30 минут непрерывного горения и месячное хранение под водой на глубине шести километров.

Что находится внутри цилиндра?

черный ящик в самолете как выглядитЭлектронные платы внутри корпуса установлены на дополнительные амортизаторы для минимизирования последствий мощнейшего удара о твердую поверхность. Микросхемы защищены теплозащитным слоем. Накопитель, который записывает данные, выглядит как жесткий диск обычного компьютера.

На самописец устанавливают ультразвуковой маяк, который облегчает поиски под водой. Также на корпусе есть световые и радиомаяки. Эти приборы имеют стандартные частоты подачи сигналов, чтобы не спутать их с другими источниками.

Для автономной работы маяков устанавливаются аккумуляторы. Во время полета они не работают, а самописец получает энергию от систем самолета. Батареи активируются после сильного удара.

Какие параметры записывает прибор?

Первые модели ящика фиксировали лишь скорость, высоту, направление, ускорение и время. Современные приборы фиксируют 256 параметров. Среди них: давление воздуха, расход топлива, ход штурвала, обороты двигателя, барометрическая высота и т.д.

Как расшифровывают данные?

Вопреки широкому мнению, данные самописцев не зашифрованы сложным кодом. Записи сделаны в удобном для восприятия и дальнейшего анализа виде. Ведь главным назначением самописца является помощь в расследовании авиакатастроф.
Нередко данные теряются из-за разрушения. В этом случае специалисты восстанавливают потерянную память. Этот процесс и занимает месяцы кропотливой работы.

Где еще используют черные ящики?

черный ящик в самолете как выглядитСамописцы устанавливают на поезда, водный транспорт и автомобили. Принцип работы этих ящиков не отличается от аналогичного прибора в самолете. В железнодорожной терминологии самописец называют локомотивным скоростемеров, в автомобильной — автомером.

Источник: http://ivbg.ru/7887249-chernyj-yashhik-samoleta-zachem-nuzhen-i-kakogo-cveta-on-na-samom-dele.html

Черный ящик самолета: зачем он нужен

Конструкция любого авиалайнера очень сложна – в нем есть тысячи различных деталей и нюансов. Причем каждая деталь отвечает за тот или иной функционал и обойтись без нее нельзя. Одним из важных элементов конструкции является черный ящик самолета.

черный ящик в самолете как выглядит

Когда появились черные ящики

Многих людей, далеких от темы интересует, что такое бортовой самописец, который многие называют по-простому черным ящиком. По сути своей это устройство в виде шара (такая форма выбрана, потому что в подобном виде устройству проще противостоять внешним нагрузкам, типа ударов). По цвету он, как ни странно, оранжевый – это необходимо, чтобы можно было максимально быстро найти его среди обломков.

Когда авиация стала развиваться активными темпами, участились и случаи авиакатастроф. Так как выживших в них не оставалось, то и узнать о том, что произошло – была ли это ошибка экипажа или во всем виноват дефект техники – не представлялось возможным. Поэтому разработчики решили создать устройство, которое бы фиксировало все технические нюансы полета. Такая мера позволяет понять в случае авиакатастрофы, чему надо уделить более пристальное внимание –какую коррекцию тех или иных узлов авиалайнера надо провести.

Первый такой агрегат появился в 1939 году. Его разработчиками выступили французы – Юссено и Бодуэн. По сути своей это был светолучевой осциллограф, который в полете занимался фиксацией отражения луча солнца на фотопленку.Если происходили какие-то отклонения, например, менялась высота или скорость лайнера, имеющееся на борту специальное зеркальце отклонялось, и луч попадал на пленку. Для защиты пленки был создан ящик, окрашенный в черный цвет – отсюда и закрепившееся устойчивое название агрегата.

С течением времени стало понятно, то необходимо еще и фиксировать разговоры пилотов в воздухе, чтобы оценить адекватность принимаемых экипажем мер по спасению самолета. Ведь количество ошибок по человеческому фактору также увеличивалось. В итоге, в 1953 году австралийский ученый Дэвид Уоррен сделал прибор с функцией голосового самописца. Он принимал участие в расследовании авиакатастрофы и понял, что расшифровки записи того, что происходило на борту и в кабине самолета, очень помогли бы в определении результатов. В 1956 году он представил более совершенную модель такого прибора. И чуть позже – через 4 года — правительство распорядились установить такие варианты на все самолеты.

черный ящик в самолете как выглядит

Первые агрегаты писали информацию на фотобумагу, на магнитофоны со стальными проволоками, после на магнитную ленту. Сегодня, как и все современные самолеты, они получили свое развитие, и запись идет на микросхемы – флеш-память.

Что собой представляет бортовой самописец

Черный ящик лайнера – устройство уникальное. Ведь на нем большая ответственность. Так как он предназначен для условий большой механической нагрузки, то корпус такого агрегата обязательно должен быть максимально крепкими, чтобы не разрушиться.

Сегодня корпус изготавливают из титана, в некоторых случаях используют высокопрочную сталь. К корпусу агрегата предъявляются сегодня суровые требования:

Внутреннее устройство черного ящика выглядит следующим образом: внутри стоят на допамортизаторах электронные платы (это аналог SSD-накопителей).

Так как лайнер может попасть в беду, где угодно, современные черные ящики снабжаются дополнительными маяками, которые позволяют искать их под водой и в горах – в этом случае будут использоваться и световые варианты маяков. Все они имеют определенные частоты, по которым их сразу находят специалисты. А еще такие устройства должны иметь хорошие аккумуляторы, чтобы прибор мог работать длительное время.

Где их можно найти на борту лайнера

Конструкторы самолетов – люди вдумчивые и все всегда просчитывающие на несколько шагов вперед. Естественно, они предположили, то если оба черных ящика будут находиться рядом, есть риск, что они могут быть утеряны вместе. Поэтому сегодня черные ящики расставляют в разных местах самолета, чтобы сохранялся шанс найти хоть один из них. Преимущественно для установки таких приборов используют хвостовую часть лайнера. И этому есть логичное объяснение – давно доказано, что хвостовая часть воздушного судна лучше переносит падения и удары и зачастую даже сохраняется целой.

Какие записи можно получить с такого прибора

Первые самописцы были довольно примитивными – из-за технического несовершенства они могли писать лишь 5 параметров:

  1. Скорость лайнера
  2. Высоту, которую он выдерживал
  3. Направление
  4. Ускорение машины
  5. Время полета

Сегодня черные ящики более совершенны и способны фиксировать 256 параметров. В дополнение к перечисленным это могут быть:

Все они позволяют специалистам определить, что стало причиной катастрофы. Самописцы записывают все в течение полета, но при нормальном его ходе информация с них никого не интересует. К изучению черных ящиков приступают лишь в том случае, если были какие-то сбои.

Что может услышать специалист

черный ящик в самолете как выглядит

Выделяют два варианта приборов:

Первые ответственны за технические нюансы полета и отражают состояние систем воздушного судна во время полета. Именно по ним можно определить, что стало причиной проблемы. Такая информация требуется для разработчиков лайнера, чтобы они могли при случае изменить конструкцию, если в ней произошел дефект и сбой.

Во втором случае речь идет о приборе, фиксирующем все, что происходит кабине, салоне и даже грузовом отсеке.

Есть ли альтернативные решения

Модификация и усовершенствование черных ящиков самолета ведется регулярно. Равно как и поиски альтернатив. На данный момент никаких замещающих вариантов не существует. А ящики по-прежнему остаются крайне востребованными и нужными элементами конструкции лайнера.

Из предложений по поиску альтернатив звучат варианты применению спутниковых каналов связи. Однако подобная система еще слишком дорога и нецелесообразна, так что черные ящики пока остаются вне конкуренции.

Источник: http://vpolete.online/interesnoe/chernyiy-yashhik-samoleta.html

Что такое «чёрные ящики» в самолётах?

Что такое «чёрные ящики» в самолётах?

Расшифровка бортовых самописцев будет проводиться в Москве. Следствие рассматривает пять версий крушения пассажирского самолёта Boeing 737 в Казани — неисправность самолёта, ошибка в пилотировании, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия.

Что такое «чёрный ящик?»

«Чёрными ящиками» называют авиационные бортовые самописцы, регистрирующие параметры полёта летательного аппарата и речевые переговоры экипажа.

Бортовой аварийный регистратор — это устройство, используемое в авиации для записи основных параметров полёта, показателей систем самолёта, переговоров экипажа и т. д. для выяснения причин лётных происшествий. Несмотря на то, что в СМИ аварийные бортовые самописцы называют «чёрными ящиками», на самом деле их корпуса обычно имеют форму шара или цилиндра и окрашиваются в яркий оранжевый или красный цвет для облегчения их обнаружения среди обломков самолёта.

Какие самописцы устанавливают на борту самолёта?

На борту самолёта, как правило, работают несколько бортовых регистраторов — эксплуатационный, который используется наземным персоналом для обслуживания судна и контроля действий экипажа, и аварийный, который используется для расследования аварий и надёжно защищён от ударов, пожара и воды. Также обычно устанавливаются отдельные регистраторы для фиксации параметров полёта и для записи переговоров экипажа.

Бортовой самописец собирает такие данные как:

Как устроен «чёрный ящик»?

Запись информации производится либо на магнитные носители (металлическая проволока или магнитная лента), либо — в современных регистраторах — на твердотельные накопители (флэш-память). Затем эту информацию можно считать и расшифровать в виде последовательных записей с указанием их времени.

черный ящик в самолете как выглядит

Поскольку в результате аварий оборудование самолёта подвергается огромным разрушительным воздействиям, аварийные самописцы должны быть надёжно защищены. Для того чтобы обеспечить сохранность ящиков, их наружный корпус сделан из удароустойчивого титана. Кроме того, они покрыты слоем асбеста, что позволяет им выдерживать температуру в 2 тыс. градусов на протяжении 30 минут. Сохранение данных гарантируется в течение месяца при погружении в воду на глубину до 6 тыс. метров и в течение 5 минут при статических перегрузках более 2 тонн. Также в бортовые самописцы встраивают радиомаяки и акустические звукоизлучатели, которые автоматически включаются в случае аварии для облегчения поиска регистраторов на месте аварии.

Тем не менее, по статистике, примерно в трети случаев происходит разрушение регистраторов с полной или частичной потерей информации. В этих случаях данные приходится восстанавливать — например, собирая фрагменты ленты или восстанавливая данные с твердотельной памяти.

Источник: http://aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_chernye_yaschiki_v_samoletah

Как устроен чёрный ящик — самолёта

Словосочетание «черный ящик» звучит из телеэфира в двух случаях: когда идет передача «Что? Где? Когда?» и когда где-то происходит авиакатастрофа.

Парадокс в том, что если в телепередаче черный ящик — это и в самом деле черный ящик, то в самолете это не ящик и он не черный. Бортовой самописец (именно так на самом деле называется устройство) обычно делают красного или оранжевого цвета, а форму придают шарообразную или цилиндрическую. Объяснение очень простое: округлая форма лучше противостоит внешним воздействиям, неизбежным при падении самолета, а яркий цвет облегчает поиски.

черный ящик в самолете как выглядит

Что в ящике?
Непосредственно самописец, в общем-то, прибор нехитрый: он представляет собой массив микросхем флеш-памяти и контроллер и принципиально мало чем отличается от SSD-накопителя в вашем ноутбуке. Правда, флеш-память используется в самописцах относительно недавно, и в воздухе сейчас множество самолетов, оборудованных более старыми моделями, в которых используется магнитная запись — на ленту, как в магнитофонах, либо на проволоку, как в самых первых магнитофонах: проволока прочнее ленты, а значит, надежнее.

черный ящик в самолете как выглядит

Главное же — всю эту начинку как следует защитить: полностью герметичный корпус делается из титана или высокопрочной стали, внутри находится мощный слой теплоизоляции и демпфирующих материалов. Существует специальный стандарт FAA TSO C123b/C124b, которому соответствуют современные самописцы: данные должны оставаться сохранными при перегрузках в 3400G в течение 6,5 мс (падение с любой высоты), полный охват огнем в течение 30 минут (пожар от воспламенения топлива при столкновении самолета с землей) и нахождении на глубине 6 км в течение месяца (при падении самолета в воду в любой точке Мирового океана, кроме впадин, вероятность попасть в которые статистически мала).

черный ящик в самолете как выглядит

Кстати, что касается падения в воду: самописцы оснащаются ультразвуковыми маяками, включающимися при контакте с водой. Маяк излучает сигнал на частоте 37 500 Гц, и, запеленговав этот сигнал, самописец легко найти на дне, откуда его извлекают водолазы или дистанционно управляемые роботы для подводных работ. На земле самописец найти также несложно: обнаружив обломки самолета и зная места размещения самописцев, достаточно, по сути, просто оглядеться вокруг.

черный ящик в самолете как выглядит

На корпусе обязательно имеется надпись «Flight Recorder. Do not open» на английском языке. Часто имеется такая же надпись на французском; могут иметься надписи на других языках.

черный ящик в самолете как выглядит

черный ящик в самолете как выглядит

Где располагаются ящики?
В самолете «черные ящики» располагаются, как правило, в хвостовой части фюзеляжа, которая статистически меньше и реже всего повреждается при авариях, так как удар принимает на себя обычно передняя часть. Самописцев на борту несколько — так уж заведено в авиации, что все системы резервируются: вероятность того, что ни один из них не удастся обнаружить, а на обнаруженных будут испорчены данные — минимальна.

черный ящик в самолете как выглядит

При этом самописцы различаются еще и по записываемым в них данным. Аварийные самописцы, которые и ищут после катастроф, бывают параметрическими (FDR) и речевыми (CVR). Речевой самописец сохраняет помимо переговоров экипажей и диспетчеров также окружающие звуки (всего 4 канала, продолжительность записи — последние 2 часа), а параметрические записывают информацию с различных датчиков — начиная от координат, курса, скоростей и тангажа и заканчивая оборотами каждого из двигателей. Каждый из параметров записывается несколько раз в секунду, а при быстром изменении частота записи возрастает. Запись ведется циклично, как в автомобильных видеорегистраторах: новые данные затирают наиболее старые. При этом длительность цикла составляет 17—25 часов, то есть ее гарантированно хватит на любой полет.

черный ящик в самолете как выглядит

А вот такая штука стоит на отечественных ЛА. Пишет на проволоку. Называется МС-61

черный ящик в самолете как выглядит

Речевые и параметрические самописцы могут быть объединены в один, однако в любом случае записи имеют точную привязку ко времени. Между тем параметрические самописцы фиксируют далеко не все параметры полета (хотя сейчас их как минимум 88, а совсем недавно, до 2002 года, было только 29), а только те из них, которые могут пригодиться при расследовании катастроф. Полные же «логи» (2 000 параметров) происходящего на борту фиксируют эксплуатационные самописцы: их данные используются для анализа действий пилотов, ремонта и обслуживания самолета и т. п. — они не имеют защиты, и после катастрофы данные с них уже не получить.

Как расшифровать черный ящик?
Необходимость расшифровки данных с черных ящиков — это такой же миф, как то, что ящики черные.
Дело в том, что данные никак не шифруются, и слово «расшифровка» здесь используется в том же значении, что у журналистов расшифровка записи интервью. Журналист слушает диктофон и пишет текст, а комиссия экспертов считывает данные с носителя, обрабатывает их и записывает в удобном для анализа и восприятия виде. То есть никакого шифрования нет: данные можно прочитать в любом аэропорту, защиты данных от чужих глаз не предусмотрено. А поскольку черные ящики предназначены для анализа причин авиакатастроф с целью снижения числа катастроф в дальнейшем, то какой-то специальной защиты от модификации данных нет. В конце концов, если истинные причины катастрофы требуется замолчать или исказить по политическим или еще каким-то причинам, то всегда можно заявить о сильных повреждениях самописцев и невозможности считать все данные.

Источник: http://hodor.lol/post/4776

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *