«Жемчужная река». Подоплёка проблемных чартеров

Китайские деньги по турецкой схеме

Накануне Нового 2018 года лихорадит китайское направление. Шквальное расширение объемов чартерной перевозки на Хайнань, ценовая война, отмена рейсов накануне заявленного вылета, неудачная попытка переориентировать турпоток с Китая на Вьетнам… Так дебютировал в России китайский туроператор «Жемчужная река», в связке с которым на правах блочника оказалась еще питерская турфирма «Матрешка Тур». Читайте о подоплёке и возможных последствиях этих событий.

«Жемчужная река». Подоплёка проблемных чартеров

Когда не везет на старте

Вообще, знаменателен сам факт, что в 2017 году китайский капитал начал активное проникновение на туристический рынок России, в сферу аутгоинга. Как в свое время предприниматели из Турции организовали отправку наших соотечественников на свои курорты (последствия для российских игроков известны), аналогично сейчас пытаются действовать и товарищи из КНР. Правда, на старте им явно не сопутствует удача.

В июле, например, китайский туроператор Long Shining совместно с «ВИМ-Авиа» заявил о намерении наладить поток туристов из России на Хайнань (аэропорт Хайкоу). Но по причине краха авиакомпании проект не состоялся.

В сентябре стало известно о втором пришельце из КНР – туроператоре «Жемчужная река». В отличие от Long Shining этого игрока российские эксперты-китаисты знают. Довольно крупный принимающий туроператор на Хайнане, был партнером «Южного Креста», а когда тот обанкротился, искал новые источники турпотоков из нашей страны. В итоге решил генерировать их самостоятельно.

Кстати, в российском офисе туроператора «Жемчужная река» видим знакомые лица: коммерческий директор Евгений Косинков раньше был топ-менеджером в «Южном Кресте», потом в «Русь-Тур». Директор по развитию Александр Юров – бывший сотрудник «Слетать.ру».

Так вот, поначалу «Жемчужная река» тоже сделала ставку на «ВИМ-Авиа» и обещала стартовать в ноябре, причем сразу из пяти городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Тюмени (аэропорт назначения – тот же Хайкоу). После того как злополучная авиакомпания ушла с рынка, «Жемчужная река» сообщила, что партнером по перевозке станет «Россия». Этот альянс тоже не сложился (у «России» же эксклюзивный контракт с «Библио-Глобусом»). Тогда «Жемчужная река» объявила, что старт программы переносится с 3 ноября на 21 декабря и рейсы будет выполнять авиакомпания «Икар» из пяти первоначально заявленных городов России на Хайкоу. А с февраля были еще обещаны полеты из Ростова-на-Дону и Челябинска.

Почему так дешево?

Масштабы проекта выглядели беспрецедентными, и было ясно, что на китайском рынке назревает конкурентное обострение. Тем более что новый игрок сходу заявил… ну просто очень низкие тарифы. По наблюдениям Анастасии Витушинской, исполнительного директора China Travel, «Жемчужная река» уронила ценовую планку по Китаю процентов на 30. А кроме того, предложила агентам комиссию 17 %. Но никого из турагентов это не насторожило, отметила г-жа Витушинская.

О силе ценового прессинга со стороны новоприбывшего китайского туроператора свидетельствует еще и следующий факт. В отдельные даты его цены были в разы (!) ниже, чем у туроператора ANEX Tour, который у нас в последние годы считается лидером по части выпуска бюджетных предложений. «Да, бывали случаи, когда «Жемчужная река» предлагала за 600 $ туры, которые у нас стоили 2 000», – подтверждает Яна Муромова, заместитель гендиректора ANEX Tour.

Откуда же взялись такие цены? «Мы снижаем себестоимость продукта на размер компенсации, получаемой от правительства острова Хайнань, – поясняет Александр Юров. – По закону данную компенсацию может получить только китайская компания, мы являемся ее российским представительством. Остальные участники рынка действуют по другой модели – принимающий / отправляющий оператор – и не могут гарантировать того, что, к примеру, партнер не поменяется. К тому же многие операторы одновременно сотрудничают с несколькими принимающими компаниями в Китае на разных условиях». 

Разрулили. Но…

Итак, помимо частного китайского капитала анонсируется еще и господдержка. Тем более странными выглядят последние события, о которых вы наверняка знаете из новостей на TourDom.ru. 21 декабря старт программы у «Жемчужной реки» снова не состоялся: как говорится на сайте компании, аэропорт Хайкоу буквально накануне вылета отказался предоставить слоты. В подтверждение приводится скан телеграммы, с которой вы можете ознакомиться здесь.

Помимо самой «Жемчужной реки» и ее клиентов сложности возникли у питерской компании «Матрешка Тур», которая взяла блоки на проблемном чартере и собиралась рейсами «Икара» вывозить туристов, ранее прилетевших в Китай на бортах другой авиакомпании.

Да, ситуация разруливается со сравнительно небольшим (на фоне былых туристических скандалов) дискомфортом для рынка. «Матрешкиных» туристов постепенно обеспечивают альтернативной перевозкой. Более 400 клиентов «Жемчужной реки», у кого срывались туры на ближайшие даты, отправили вместо Китая во Вьетнам, в рамках действующей программы авиакомпании «Икар», остальным обещают возврат денег.

Но остался вопрос: что это было? Почему вдруг китайский аэропорт так обошелся с китайским туроператором, который располагает финансовой и, надо полагать, идеологической поддержкой китайских властей? Это отнюдь не праздное любопытство, ведь «Жемчужная река» не сдается и планирует всё же взлететь на Хайнань – теперь уже, видимо, в январе.

Про политику и экономику

Об истинных причинах проблем «Жемчужной реки» у наблюдателей есть несколько версий.

Версия 1. Политическая. Чувствуя угрозу со стороны нового игрока, кто-то из российских конкурентов сумел создать ему сложности с согласованием перевозки. Оставим это предположение без комментариев. Но отметим: китайский капитал, примененный по турецкой схеме, действительно способен радикально изменить климат на российском туристическом рынке (в сфере инкаминга это уже произошло). Так что превентивные меры конкурентов выглядели бы вполне логичными.

Версия 2. Экономическая. «Жемчужная река» просто не вышла на приемлемую для учредителей загрузку первых рейсов и отложила старт программы. Отказ аэропорта, по мнению сторонников данной версии, – всего лишь предлог (и этот вот скан ничего не доказывает). Сейчас ведь нельзя просто так отменить чартер и даже изменить время: по новым правилам Росавиации, это грозит санкциями либо авиакомпании, либо заказчику. Вот и приходится искать уважительные причины.

Версия 3. Банальная. Всё так и было, как говорят в «Жемчужной реке». Администрация аэропорта Хайкоу не стала разбираться, в чьих интересах планируется программа российской авиакомпании «Икар», взяла и отказала. Например, по неким формальным признакам. Безотносительно к персоналиям эксперты признают, что китайское направление – вообще сложное в плане организации перевозки, административные процедуры там весьма витиеваты и чреваты сюрпризами.

Итак, будем следить за развитием событий. Новому игроку не откажешь в упорстве, а значит, ценовой армрестлинг на направлении продолжится. Ставки в этой игре выше, чем может показаться стороннему наблюдателю. Все мы знаем, что бывает, когда в тот или иной рынок внедряется китайский капитал, – например, AliExpress уже заткнул за пояс всех прочих интернет-ритейлеров, которые теперь жалуются и просят найти на конкурента законодательную управу. Поначалу его тоже не принимали всерьез, а оказалось, что за китайским «Алибабой» обычно приходят 4444 (в периоде) «разбойников».

Источник






Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *