Туроператоры и комиссия: прогнозы vs реальность

26.12.2017

Подводим итоги конкурса туристических прорицателей

Вы помните, что 500 $, обещанные за самый точный туристический прогноз на 2017 год, всё еще находятся в редакции HotLine.travel? Главный прорицатель рынка пока не определен. Сверяя предсказания, сделанные нашими читателями, с суровой реальностью, мы на первом этапе выявили, что два главных события уходящего года не смог предвидеть никто из участников традиционного конкурса прогнозов. Речь идет о крахе «ВИМ-Авиа» и мифической эпидемии Коксаки в Турции.

Но точку на этом ставить рано. Давайте посмотрим, какое будущее наши эксперты предсказывали туроператорам и турагентам, – возможно, здесь они оказались точны?

Туроператоры и комиссия: прогнозы vs реальность

Туроператоры. Почти все живы

По поводу финансовой стабильности туроператоров участники конкурса давали позитивный прогноз и оказались правы. Общую мысль в прошлом декабре выразил Максим Приставко, замгендиректора «Джет Тревел»: «Следующий год будет достаточно спокойным. Ситуация на рынке в целом стабилизировалась, многие туроператоры поумерили свои аппетиты…» «Банкротств крупных туроператоров не произойдет», – соглашался турагент Сергей Степанов, допуская, впрочем, крах небольших компаний. Более развернуто высказалась его коллега Гузель Ситдикова: «Крупные игроки останутся. Возможен выход с рынка некоторых туроператоров, имеющих небольшие, но прочные объёмы. Общее количество туроператоров, работающих по выездному туризму, незначительно увеличится».

По факту – да, все заметные игроки рынка выстояли, в том числе и бывшие заказчики «ВИМ-Авиа», которым пришлось повторно оплачивать десятки чартерных рейсов. И государство, и отрасль помогать им фактически отказались. Среди юристов были разночтения по поводу того, следует ли в сложившейся ситуации распечатать фонд «Турпомощи» размером в 365 млн руб. для эвакуации пострадавших туристов. Отраслевое законодательство допускает двоякие толкования данного вопроса. Победила позиция: пусть сами несут ответственность за свои предпринимательские риски.

Может быть, это как раз и подразумевала гендиректор компании «Пегас» Анна Подгорная, которая в прогнозах на 2017 год писала: «В нашей среде наметилась тенденция, которая будет только укрепляться: мы научились действовать согласованно. Выражать консолидированную позицию на государственном уровне».

Так или иначе, крупных банкротств в туроператорской среде не произошло. Единственный резонансный случай – крах небольшой компании TED Travel. Глава Ростуризма Олег Сафонов связал его с политикой активного демпинга. Финансовые претензии клиентов в итоге погасили за счет фингарантий – 50 млн рублей от СК «Якорь» и «Инвестстрах», а также из фонда персональной ответственности самой компании (903 тыс. рублей).

Общая численность производителей туруслуг увеличилась, в том числе на рынке международного туризма, как и предвидела Гузель Ситдикова.

Агентская комиссия. Что и требовалось предсказать?

Касательно финансовых отношений между туроператорами и турагентствами в прогнозах были разночтения.

Например, турагент Лариса Лановенко писала: «Библио-Глобус» – новатор по комиссиям, в марте-апреле поймёт, что неправильную политику выбрал, и будет по популярным направлениям повышенная комиссия. То есть возврат в сторону турагентств. Уменьшение комиссии – ошибка – вовремя поймут это.:)))»

Увы и ах, подобного чуда в 2017 году не случилось.

Алексей Ильин, директор турагентства «Золотой пляж», напротив, предсказывал следующее: «Все снизят комиссию до 5–6 % , а потом и до 1–2 %. Создадут новые программы лояльности для прямых клиентов». По части общего тренда к снижению комиссии автор этого прогноза оказался прав, хотя до столь мизерных величин (1–2 %) всё-таки пока не дошло.

Но тема агентского вознаграждения острой болью отдается на розничном рынке. В ноябре на конгрессе туроператоров в Сочи представители агентских сетей выступили с просьбой зафиксировать размер комиссионных на уровне 10 % и отказаться от промотарифов. Эффекта пока не последовало.

Что касается новых программ лояльности для прямых клиентов, о которых говорил Алексей Ильин, то они действительно есть. Один из последних прецедентов: 19 декабря компания «Натали Турс» устроила акцию, по которой туристы могли получить от нее напрямую скидку в размере 10 %. Розница отреагировала остро и быстро. В тот же день сети Level.travel, Travelata, OnlineTours, LaRussia, TBS, «Слетать.ру», «Квадра», «Амбитур», сеть «Солнцетур» объявили бойкот «Натали Турс». Утром следующего дня туроператор убрал с главной страницы своего сайта объявление о 10 %-ных скидках для туристов.

Этот инцидент можно считать исчерпанным. Но общая напряженность в отношениях между производством и розницей на туристическом рынке сохраняется и нарастает.

Итак, пока лишь по отдельным пунктам туристические прогнозы, сделанные нашими читателями год назад, совпали с реальностью. Но продолжение следует. Посмотрим, найдутся ли точные прорицания в рубриках «Законы» и «Турпродукт». Следите за обновлениями на HotLine.travel.

А пока напомним, что редакция принимает ваши прогнозы на 2018 год. Пожалуйста, формулируйте их коротко и ясно по следующему плану:

1. Туроператоры.
2. Турагенты.
3. Авиакомпании.
4. Законы.
5. Турпродукт.

Прогнозы можно писать прямо в комментариях (здесь) либо присылать на адрес news@tourdom.ru. Только, пожалуйста, представляйтесь: имя, фамилия, специализация, желательно – турфирма, в которой работаете. Чтобы потом награда нашла своего героя. 

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *