Туризм с завистью смотрит на сельское хозяйство

И считает усилия государства по развитию отрасли недостаточными

Объединение предпринимателей «Опора России» провело опрос среди бизнесменов, работающих в туристической отрасли в восьми субъектах страны. Среди них Крым, Краснодарский и Ставропольский края, Иркутская, Нижегородская, Свердловская, Тульская и Ярославская области. 80 % респондентов ответили, что государство практически ничего не делает для развития внутреннего туризма. Так ли это и каких конкретно действий ждет от государства бизнес? 

Туризм с завистью смотрит на сельское хозяйство

Челобитная

Подавляющее большинство предпринимателей, которые приняли участие в опросе, в качестве главной проблемы отметили высокий уровень налогообложения. По их словам, с каждым годом удавка затягивается все туже. Например, начиная с 2015 года в ряде регионов он стал рассчитываться исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости, что стало серьезно бить по рентабельности бизнеса. По словам предпринимателей Крыма, за последнюю пару лет земельный налог у них увеличился в 10–14 раз.

Как отмечает вице-президент общественной организации «Опора России» Алексей Кожевников, нередко кадастровая стоимость недвижимости в десятки раз превышает рыночную. Предприниматели вынуждены обращаться в суд, заказывать независимую оценку и опротестовывать оценку, заказанную муниципальными властями. «Но это очень сложно сделать, так как региональный налог очень интересен и важен для муниципалитетов. Также у малого бизнеса просто нет в штате юристов, которые будут этим всем заниматься», – замечает он.

Туманные перспективы

В плане налоговой нагрузки сейчас немного легче малому и среднему бизнесу, которому государство дало определенную фору. Предприятия, работающие на упрощенной системе налогообложения, могут не платить НДС – 18 % и налог на прибыль – 20 %. Для них предусмотрен единый налог со ставкой 6 % от дохода или 15 % от дохода за вычетом расходов на выбор.

Однако выторговать себе преференции надеется и крупный бизнес. По мнению экспертов, у них для этого есть серьезный козырь – туризм имеет высокий потенциал роста и отложенного налогового эффекта. Если сейчас дать вздохнуть предпринимателям, в будущем государство получит крепко стоящую на ногах отрасль и гораздо больший КПД. 

«В нашей стране нет особых льгот для тех, кто развивает внутренний туризм. И в этом главная проблема», – считает сенатор Игорь Фомин, курирующий отрасль.

Парламентарий предлагает обратиться к опыту европейских стран (Германии, Португалии, Франции, Бельгии и т. д.). По его словам, несмотря на то что ставка НДС в Европе весомая, предприятия, работающие, например, в сфере гостиничных услуг, в среднем отчисляют в бюджет государства не 20 %, как все, а около 10 % НДС. По мнению Игоря Фомина, в России нужно пойти дальше.

«Для развития туризма мало дотаций и субсидий. Если мы хотим, чтобы отрасль развивалась, ей надо дать определенный льготный режим налогообложения, так же как в сельском хозяйстве, где действует специальная ставка налога на землю – 0,3 %», – уверен эксперт.

Но пока это даже не декларация о намерениях, а скорее витающее в воздухе желание бизнеса. По мнению вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, все, что связано с изменением налогового законодательства, достаточно сложно реализуемо. «Мечтать не вредно, но нужно подходить реально», – добавляет он.

Чтобы добиться введения особого налогового режима, представителям туротрасли необходимо самостоятельно и консолидированно выйти с инициативой и донести для государства перспективность этой затеи. Путь это неблизкий. А учитывая то, что власть сейчас прилагает все усилия, чтобы увеличить собираемость налогов, – не совсем своевременный.

Чего ждать?

Однако говорить о полном бездействии государства тоже некорректно. В России реализуется Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма на 2011–2018 годы. Выделяются дотации, субсидии. С 2019-го года вступит в силу новая ФЦП, рассчитанная еще на семь лет. И, как отмечают эксперты, механизмов поддержки, как и выделяемых средств, в ней будет предусмотрено больше. Например, льготная процентная ставка по кредитам, которые можно будет направить на строительство или реконструкцию гостиниц и отелей, покупку экскурсионных автобусов и круизных судов. «Сейчас ставки просто неподъемные, в среднем под 17–18 % при маржинальности в 8–12 %. Отбить эти деньги невозможно, поэтому легче положить их на депозит и не работать», – заявляет Юрий Барзыкин. Поэтому есть определенная надежда, что благодаря ФЦП они будут снижены хотя бы до 6 %.

Надежды есть, но не у всех. Предприниматели настаивают: существующий набор средств поддержки турбизнеса скуден и неэффективен. «Государство ничего не делает. Это мнение многих людей из бизнеса. ФЦП – это деньги, зарытые в песок!» – считает Алексей Кожевников. Тем не менее сейчас вряд ли есть смысл ждать манны небесной, и все, что остается бизнесу, – хвататься за те возможности, которые есть. 

Источник

Портал ziqeidug.ru рекомендует - аудиогид по вене






Комментарии ( 0 )
    Оставить комментарий

    Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *